СОЕДИНЕНИЯ НА КЛЕЮ

     Соединение деревянных деталей при помощи склеивания по сравнению с другими видами крепления имеет ряд преимуществ. Во-первых, изделия, детали которых соединены на клею, меньше подвержены короблению и растрескиванию, чем те же изделия, изготовленные из цельных кусков древесины. Во-вторых, соединения на клею подчас более прочны. При правильной обработке склеиваемых поверхностей и правильном выполнении самого склеивания соединение получается плотнее самой древесины. Этим можно объяснить тот факт, что при хорошем склеивании скорее расколется древесина, чем само соединение. На том же принципе основан и применяемый на производстве способ контроля прочности склеивания. Для этого готовят образец, состоящий из двух склеенных деталей, а затем раскалывают его по шву. Если заготовка раскололась по древесине, то склеивание признается прочным. Если же раскол происходит по шву, то это означает, что склеивание имеет низкую прочность. 
    Поэтому необходимо знать, какие бывают сорта клея, в каких случаях какой клей применять лучше, как правильно его приготовить и как проводить склеивание. Не последнюю роль играет и правильная организация работы, что предполагает наличие всех необходимых инструментов и приспособлений. 
    Клеи. По своему происхождению клеи подразделяют на клеи животного происхождения и синтетические клеи. При обработке дерева из клеев животного происхождения применяют в основном столярный клей, иначе называемый желатиновым, и казеиновый клей. 
    Из подкожного слоя шкур животных изготовляют мездровый клей. Костный клей приготовляют из обезжиренных костей, рогов и копыт животных. Мездровый клей применяют только для склеивания деталей, которые недоступны для воздействия влаги.     Промышленность выпускает клей в виде плиток. Плитки должны быть прозрачными, так как непрозрачность, а также наличие сгустков показывают, что клей низкого качества. Существует мнение, что хороший столярный клей должен быть светло-желтого цвета. Это не совсем верно, так как хороший столярный клей может быть даже темно-коричневым, и это не говорит о его низком качестве. Приобретая клей, нужно лишь иметь в виду, что у темно-коричневых плиток не должно быть горелого запаха, так как только такой запах свидетельствует о низком качестве клея. Не следует также оставлять без внимания вид поверхности клеевой пластины: она должна блестеть, на ней не должно быть никаких пятен. 
    Клей может выпускаться также в дробленом виде. Такой клей хороню растворяется, но не всегда можно определить его качество. Поэтому все-таки лучше покупать клей в плитках, а затем самостоятельно дробить. 
    При приготовлении клеи животного происхождения сильно разбухают. Так, мездровый клей поглощает воды в 6-10, а костный — в 3-7 раз больше своего объема. 
    Готовят клей следующим образом. Плитку нужно раздробить и поместить в чистую посуду (желательно чистую консервную банку из белой жести). Затем заливают водой так, чтобы она полностью покрылa клей. Для этого нужно взять 4 части столярного елея и 5 частей воды. После этого клей оставляют нa сутки. В принципе, иногда для набухания клея может хватить 6—12 часов, но с приготовлением лучше не спешить. О низком качестве клея свидетельствует сильное замутнение воды, в которой он разбухает, а также разваливание плиток. 
    Когда клей разбухнет, его разогревают до температуры 70—80°, до тех пор, пока он не растворится. Не следует разогревать клей на сильном огне, так как это может сделать его непригодным для работы. Следите, чтобы клей не подгорел, иначе он утратит свои склеивающие качества и почернеет. Нежелательно доводить клей до кипения, а также разогревать несколько раз. Чтобы избежать всего этого, нагревайте клей на водяной бане. 
    Если в процессе нагревания от клея начинает исходить запах гнили или на поверхности воды образуется пена, то клей этот низкого качества. При образовании пены в качестве исключения можно довести клей до кипения, а затем снять пену с поверхности. 
    Поскольку густота клея играет большую роль при склеивании, на нее также необходимо обратить внимание. Готовый клей должен стекать с кисти ровной сплошной просвечивающей струей, без сгустков. Если струя слишком тонкая или, наоборот, слишком толстая и в клее есть сгустки, склеивание будет некачественным. Слишком густой клей плохо наносится на поверхность, быстро густеет и требует повышенного давления при прессовании. Кроме того, слишком густой клей образует толстую клеевую прослойку, а это также негативно влияет на прочность склеивания. Если же вы пользуетесь слишком жидким клеем, прослойка может получиться излишне тонкой и неравномерной, а само склеивание будет непрочным. Последний недостаток называют голодной склейкой. 
    Поэтому старайтесь, чтобы клей не был слишком жидким. Если же он получился слишком густым, его можно разбавить горячей водой. Для этого в раствор необходимо вливать воду достаточно тонкой струйкой и постоянно его помешивать. 
    Казеиновый клей вырабатывается на основе молочного белка (то есть обезжиренного творога). Поступает он в продажу в виде порошка. Его цвет может быть как светлым (белым или желтым), так и темным (темно-бурым). Клей хорошего качества представляет собой однородную массу без посторонних примесей и мусора. Приобретая клей, следите, чтобы у него не было запаха гнили. 
    Существенным недостатком казеинового клея является то, что при склеивании им древесины, в которой содержится большое количество дубильных веществ, изделия меняют цвет (темнеют). Поэтому казеиновый клей лучше применять для склеивания сосны, ели, березы. 
    Для приготовления клея порошок всыпают в чистую посуду и заливают чистой водой комнатной температуры, помешивая массу. Затем его нужно оставить примерно на час. Чтобы ускорить растворение, в воду можно добавить немного соды или нашатырного спирта. Порошок следует смешивать с водой в соотношении примерно 1 : 2 (две части воды на одну часть клея). Пока клей растворяется, его желательно помешивать. Мешать нужно тщательно, чтобы образовалась масса без комков. Клей готов, когда он приобретает консистенцию сметаны, начинает пахнуть керосином, а цвет его становится ровным — белым, с сероватым или фиолетовым оттенком. 
    Готовый клей стекает ровной струйкой и оставляет на лопатке пленку. Если взять его пальцами, то между ними образуются нити. Однако желательно этого не делать, так как при попадании на кожу казеиновый клей может вызвать сильное раздражение. Поэтому и готовить клей, и работать с ним желательно в перчатках. 
    Если в процессе размешивания клей слишком загустел, перемешивание нужно прекратить до тех пор, пока клей снова не станет достаточно жидким. Добавлять воду в разведенный клей недопустимо. 
    Готовить казеиновый клей нужно непосредственно перед его использованием или незадолго до него. Вызвано это тем, что спустя 3—7 часов после его приготовления клей загустевает и становится непригодным для работы. Скорость загустевания клея зависит от количества воды в нем. Поэтому, если вам необходим густой клей, готовьте его непосредственно перед употреблением. Если клей загустел, то добавлять в него воду уже нельзя. 
    Хранить казеиновый клей в порошке следует в сухом месте, вдалеке от отопительных приборов, поскольку слишком высокая температура может привести к тому, что клей утратит свою склеивающую способность. 
    Казеиновый клей следует применять в тех случаях, когда изделие не будет подвергаться воздействию влаги. Если же этого избежать нельзя, изделие нужно покрасить, чтобы вода не могла воздействовать на склейку. 
    Перейдем к рассмотрению синтетических клеев. Основным преимуществом синтетических клев является то, что они водостойки и не подвергаются разрушению грибком. Кроме того, они достаточно просты в использовании и не требуют долгого нахождения детали под прессом. В то же время у них есть и недостатки. Основной недостаток и основная опасность состоят в том, что синтетические клеи ядовиты, а потому работа с ними требует гораздо более серьезных мер безопасности, чем работа с клеями животного Столярные и плотничные соединения происхождения. Работая с синтетическими клеями, особенно продолжительное время, устраивайте небольшие перерывы или, по крайней мере, проветривайте помещение. Лучше всего вообще работать на улице или на балконе. 
    Нитроклей представляет собой раствор нитроцеллюлозы и смол в органических растворителях. Его применение в столярном деле достаточно ограничено, так он подходит в основном для приклеивания к древесине ткани, кожи и других материалов того же типа. 
    К смоляным клеям относятся карбамидные клеи марок МК-1, МК-60, МК-70 и др., фенолоформальде-гидные клеи марок КБ-3, СП-2, ЦНИМОД-1 и др. Сюда же следует отнести и универсальные клеи типа клея БФ. Этот клей особенно удобен при склеивании небольших поверхностей. Лучше пользоваться готовыми клеями, которые поступают в продажу в тюбиках. 
    Техника склеивания. В основе склеивания лежит процесс проникновения клея в древесину. Затвердевая, клей связывает склеиваемые поверхности большим количеством тонких нитей. На качество склеивания влияет множество факторов. Среди них можно отметить глубину и равномерность пропитки клеем деталей, плотность прилегания поверхностей, влажность древесины, состояние и качество клея, силу давления при прессовании, а также время выдержки после прессования. 
    Кроме того, нельзя забывать и о густоте клея как о факторе, влияющем на качество склеивания, о чем уже было сказано выше. Здесь нужно лишь добавить, что толщина слоя клея должна составлять приблизительно 0,1 мм. 
    Клеевое соединение будет качественным, если влажность древесины не превышает 12—15%. Лучше всего склеивается древесина, влажность которой составляет 8-10%. Влажность древесины играет важную роль потому, что при склеивании древесина впитывает в себя воду, содержащуюся в клее. Если склеить заготовки из деталей с различной влажностью, то это может привести к возникновению в клеевом шве напряжения, которое плохо сказывается на прочности изделия. Поэтому при склеивании нужно обращать внимание на влажность деталей и стараться, чтобы разница в их влажности была минимальной. 
    Что касается склеиваемых поверхностей, то склеивать нужно поверхности шероховатые, необработанные. Это связано с тем, что шероховатости и неровности поверхности увеличивают площадь склеивания, а мы уже неоднократно указывали на важность этого момента. Если поверхности, которые необходимо склеить, недостаточно шероховаты, их нужно обработать рубанком-цинубелем. 
    Температура склеиваемых деталей должна быть комнатной. Изменение температуры влечет либо загустение клея, в результате чего клей плохо пропитывает поверхность, либо к тому, что клей долго не густеет и вытекает наружу. Не последнюю роль играет здесь температура воздуха в помещении: она должна колебаться в пределах 18-25°. 
    Клей на поверхность наносят ровным слоем при помощи кисти из щетины. Количество клея должно быть таким, чтобы при вытекании клея наружу между деталями не осталось слишком мало клея. Вместо кисти можно использовать помазок, изготовленный из дубовой палочки или толстого лыка. Для этого их высушивают, а затем размачивают в кипятке и при помощи молотка дробят один из концов. Кисточку следует хорошо размять и прочесать железной щеткой чтобы в ней не осталось коры.      После склеивания кисти нужно обязательно промыть и положить во влажное место. Сушить кисти или оставлять их в посуде с клеем не рекомендуется, так как это плохо для кистей, а во втором случае — и для клея. 
    Если после склеивания деталь не будет обрабатываться строганием, вытекший из швов клей нужно вытереть тряпкой. 
    При склеивании шиповых соединений заготовки устанавливают так, чтобы из проушины выглядывала примерно половина шипа. Ее смазывают клеем, а затем сбивают заготовки и запрессовывают. Не забудьте проверить правильность соединения!     Существует два способа склеивания щитов. 
    Склеивание запрессовкой осуществляется следующим образом. Сначала подбирают хорошо отфугованные доски. Затем их располагают так, как они должны располагаться в щите, смазывают склеиваемые стороны и фиксируют при помощи струбцин. После этого доски нужно выровнять, иначе их придется дополнительно обрабатывать после склеивания, что сказывается на качестве щита. Затем доски зажимают до отказа. 
    Склеивание впритирку применимо только при склеивании двух брусьев и при склеивании горячим столярным клеем. Казеиновый клей здесь применять нельзя. Одну доску закрепляют в верстаке обработанной кромкой вверх, а потом обмазывают клеем. Затем сверху помещают вторую доску, и начинают двигать ее в противоположных направлениях, поначалу быстро, но постепенно замедляя движения. Давление на доску нужно понемногу усиливать. Притирать доску нужно до тех пор, пока клей не возьмет Доску до такой степени, что ее станет практически невозможно сдвинуть с места. Притертые доски лучше не доставать из верстака сразу, а дать им некоторое время полежать. Сушить склеенную заготовку нужно, поставив ее около стены. 
    Струбцины.     Струбцины представляют собой необходимый инструмент в работе, особенно при склеивании. В целом струбцины можно определить как приспособление для скрепления и сжатия деталей. Самым сложным видом струбцин являются обыкновенные тиски. 
    Наиболее распространенный вид струбцин представляет собой П-образный хомут с винтом. Хомут может быть цельным, и в этом случае регулировка расстояния между зажимами осуществляется при помощи вращения винта. В то же время существует струбцины, у которых хомут выполнен из трех деталей, что позволяет быстрее и разными способами регулировать расстояние между зажимами. 
    Используются также так называемые быстродействующие струбцины. Особенность их конструкции заключается в наличии фиксирующей собачки. Быстрое перемещение рейки с винтом осуществляется при нажатии на рычажок собачки. Рейку можно перемещать и без нажатия на собачку; при этом будут слышны пощелкивания. Рейку при этом перемещают на нужное расстояние, а затем закрепляют струбцины винтом. Смещению рейки препятствует собачка. 
    Кроме того, существуют струбцины, состоящие из двух винтов и двух деревянных зажимов. Винты на таких струбцинах располагаются в противоположных направлениях параллельно друг другу. Такие струбцины применяются при склеивании больших поверхностей (листов фанеры, широких досок и т. п.). 
    При выполнении угловых соединений весьма удобны струбцины, основанные на том же принципе, что и предыдущие. На сухарях (зажимах) этих струбцин есть цилиндрические выступы, которые вставляют в предварительно просверленные в деталях отверстия. Перемещением втулок на верхней штанге выступы устанавливают таким образом, чтобы их можно было вставить в отверстия. Стягивают струбцину при помощи нижней штанги. Впоследствии отверстия либо зашпаклевывают, либо забивают деревянными пробками на клею. 
    Наконец, существуют струбцины, предназначенные для склеивания многоугольных деталей (так называемых рамок). Они состоят из замка и широкого парусинового ремня. Замок является основной деталью этих струбцин. Он состоит из зажимной пряжки, основания с вращающимися цилиндрами и распорного винта. Используют их следующим образом. Ремень отпускают настолько, чтобы можно было вставить деталь, а затем стягивают при помощи замка. Эти струбцины очень удобны при изготовлении и починке стульев, кресел и т. п. 
    Кроме того, при склеивании трудно обойтись без тисков. О тисках уже говорилось в главе, посвященной подготовке к работе.     При работе вам может понадобиться пресс. Его без труда можно изготовить самому. Конечно, такой пресс можно использовать только при склеивании плоских небольших деталей. Такая необходимость возникает в столярном деле не очень часто. Тем не менее небольшой пресс может оказаться полезным, особенно если вы совмещаете столярную работу с художественной обработкой дерева (например, если вы занимаетесь мозаикой). 
    Такой пресс должен состоять из двух досок. По углам досок нужно сделать отверстия, чтобы при использовании пресса в них можно было вставить винты. Желательно, чтобы в прессе была прокладка, выполненная из куска резины: с ней уменьшается опасность испортить деталь и можно добиться более сильного давления. Деталь, которую вам необходимо склеить, нужно поместить между досками, затем вставить винты в отверстия и навинтить на них гайки. Лучше вставлять винты снизу, поскольку так легче навинчивать гайки. 
    Этот пресс, к сожалению, можно использовать лишь в ограниченном числе случаев. Чтобы доски не сломались при прессовании, деталь должна быть ненамного меньше пресса и не быть очень толстой. Если деталь не удовлетворяет всем этим требованиям, не прибегайте к сильному сдавливанию. 
    В столярном и плотничном деле при одновременном склеивании нескольких щитов используют приспособление, называемое хомутом. Хомут представляет собой раму, собранную из четырех обработанных прямоугольных или квадратных брусьев. При произведении склеивания на нижнюю доску хомута кладут толстую деревянную доску, а сверху помещают щит. Щит покрывают деревянными прокладками, на которые снова кладут щит, и так до тех пор, пока внутреннее пространство хомута не будет почти заполнено. После этого в зазор между щитом и хомутом вбивают клинья - - и таким образом сжимают все щиты. Если длина делянок в щите большая, то можно использовать сразу несколько хомутов.