ТОНИРОВАНИЕ 

    Перед покрытием древесины одним из прозрачных материалов его можно окрасить. Делают это для того, чтобы улучшить внешние свойства древесины. Применение этого вида отделки достаточно широко, поскольку таким путем получают шпон разных цветов для мозаики, обрабатывают детали мебельных изделий, выполняют имитации более ценных пород из менее ценных и т. п. В принципе, умение пользоваться красителями может понадобиться в широком спектре работ, как столярных, так и художественных. 
    Тонирование представляет собой достаточно сложный процесс. Ниже мы скажем, с какими проблемами вы можете столкнуться и какие закономерности нужно учитывать, чтобы их избежать. Самое главное в тонировании — это опыт, а потому не надо бояться ошибок. Наоборот, эта сфера обработки дерева как никакая другая предполагает экспериментирование и поиск. Будет очень хорошо, если вы на практике проверите те способы тонирования, которые будут предложены вашему вниманию.     Однако необходимо помнить, что тонированная древесина обычно смотрится хуже, чем древесина с естественными цветом и текстурой. 
    Кроме того, качественное выполнение тонирования зависит от опыта, а потому перед началом тонирования состав желательно опробовать на ненужных кусках древесины той же породы. Кроме того, не все породы древесины одинаково хорошо поддаются окрашиванию. Так, более светлые породы плохо поддаются окрашиванию в темный цвет, а потому без особой необходимости лучше не пытаться окрасить древесину светлой породы в темный цвет, поскольку очень вероятно, что окрашивание получится неровным. Из доступных пород лучше всего красятся дуб, береза, вяз, граб, клен. На качество окраски влияет также плотность древесины: неплотная древесина принимает краску неровно. Твердые породы, как правило, требуют более интенсивных растворов красителей и более сильных протрав. У некоторых пород разные слои в разной степени поддаются тонированию, у других (граб, ольха, ясень) все части ствола окрашиваются хороню. 
    Следует также учитывать, что далеко не всегда можно с точностью предсказать, какой оттенок получится после обработки. Поэтому все без исключения красители следует сначала опробовать на кусочке древесины, желательно взятой от того же ствола. Кроме того, не следует доверять цвету, который приобретает древесина сразу после окрашивания. Если это возможно, следует выдержать окрашенный кусочек несколько дней или даже неделю, чтобы увидеть, меняется ли цвет и, если меняется, каким образом это происходит. Только таким образом можно гарантировать, что после окрашивания вы получите именно тот цвет, который требуется. Делать пробное окрашивание рекомендуется также потому, что оно почти сразу позволяет увидеть, что необходимо изменить. 
    Под влиянием воздуха, света и влажности окрашенная древесина также может менять свой цвет. В этом случае окончательный оттенок устанавливается очень долго. Конечно, здесь изменения предусмотреть практически невозможно 
    Чтобы быть еще увереннее в результате, не помешает одновременно испробовать несколько красок или протрав разной интенсивности. Таким образом вы получите возможность на конкретном материале увидеть, что получается, и выбрать лучший цвет. 
    Не последнюю роль в тонировании играет предварительная подготовка древесины, прежде всего шлифование. Если вы хотите, чтобы поверхность хорошо приняла краску, отнеситесь серьезно к ее обработке. Если вы слишком часто прикасались к поверхности, ее необходимо обезжирить чистым бензином или ацетоном. При обмывании водным раствором поверхность сохнет долго, а при контакте с анилиновыми красителями использование соды и аммиака может дать нежелательный эффект. Поскольку торцы впитывают краску лучше, чем пласт, их можно обработать водой с добавлением клея. Впрочем, к этому способу следует прибегать, помня об осторожности, поскольку на торцах могут появиться пятна. 
    Любой красящий раствор должен быть как можно чище, иначе частицы грязи пристанут к окрашиваемому изделию, отчего его внешний вид может существенно пострадать. Кроме того, наличие посторонних следов создает впечатление искусственности окраски, что, конечно, тоже крайне нежелательно. 
    Нередко крашение применяют для того, чтобы скрыть некоторые грибковые поражения древесины: краснину, синеву, а также дефекты в ее обработке (невыводящиеся пятна, следы клея и т. п.). 
    В настоящее время существует множество способов крашения древесины. Для тонирования можно использовать как натуральные, так и искусственные красители. Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные и, что самое главное, наиболее доступные способы тонирования древесины. 
    Использование искусственных красителей. Красители искусственного происхождения, применяемые для крашения древесины, имеют две основные группы; синтетические и кислотные. Синтетические