Бабаева
Земфира
Руководитель Сидорова Т.И.
Западно-Сибирский государственный колледж
В
своем
выступлении
мне хотелось
бы
рассказать о
необходимости
формирования
и развития
коммуникативно-организаторских
способностей,
подчеркивая
в этом роль
мониторинговых
исследований.
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.
Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая ее половина искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу наличие педагогических способностей. При таком подходе мы сразу же вынуждены ставить вопрос существуют ли специальные педагогические способности? Видные знатоки педагогического труда отвечают на него утвердительно, и выделяют главные группы способностей. Мы признаем важность и актуальность всех этих групп (организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные, исследовательские, научно познавательные), но в своём выступлении раскроем необходимость развития коммуникативно организаторских способностей.
Организаторские способности это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать её. У опытных учителей вырабатывается даже своеобразное чувство времени умение правильно распределить работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
Коммуникативные способности это способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Как можно заметить, важность и актуальность этих способностей трудно переоценить.
От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и учащегося, легкость установления контактов преподавателя с учеником и другими преподавателями, а также функцию эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждение к совместной деятельности.
Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования, а само образования образование рассматривается как средство безопасности комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвитие личности.
Отсюда ключевая роль развитых коммуникативных и организатерских способностей в профессионально общение, в профессиональной деятельности педагога.
Я будущий учитель технологий, будущий педагог и мне, как и всем студентам нашего колледжа, в том числе и педагогического направления, необходимо развивать в себе коммуникативно организаторские способности для будущей успешной профессиональной педагогической деятельности.
Мною было предпринята попытка изучить уровень коммуникативно организаторских способностей у студентов нашего колледжа, выявить факторы и условия, способствующие их развитию.
Для этого мною были изучены материалы мониторингового исследования и результаты диагностики, проводимой группой преподавателей нашего колледжа. Кроме того, в этом году, я сама принимала участие в проведении диагностики студентов I курса по изучению коммуникативно организаторских способностей на начальном этапе обучения.
Следует сказать, что для этого мне пришлось освоить методику проведения психологической диагностики, а также это был мой первый опыт в качестве педагога: необходимо было организовать группу, объяснить ход работы, а также обработать и прокомментировать результаты.
Результаты моего исследования представлены в таблице:
Сводные
данные по
результатам
входной
диагностики
личностных
качеств
студентов 1
курса ЗСГК
специальности
0308 «Профессиональное
обучение»
№ п/п |
Группа |
Коммуникативно-организаторские способности |
|||||
Коммуникативные способности |
Организаторские способности |
||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
1 |
АМ-031 |
40% |
35% |
25% |
45% |
37% |
18% |
2 |
АМ-032 |
44% |
31% |
25% |
50% |
31% |
19% |
3 |
АМ-033 |
39% |
39% |
22% |
39% |
22% |
39% |
4 |
АМ-034(л) |
28% |
33% |
39% |
40% |
6% |
27% |
5 |
АМ-035(л) |
27% |
23% |
50% |
27% |
36% |
37% |
Необходимо сказать, что диагностика - составляющая часть мониторинга.
Понятие мониторинг пришло в педагогику из экологии. В экологии мониторинг-это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.
Педагогический мониторинг это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием ее развития.
Формирование и развитие тех или иных способностей (в том числе и коммуникативно организаторских) - процесс длительный и сложный, и не всегда приводит к ожидаемому результату. Для того, чтобы правильно оценить и проанализировать причины отклонения от намеченного (нужного) результата необходима система, которая позволяет получать своевременную и объективную информацию о том или ином процессе, оценивать и анализировать ее и при необходимости вносить коррективы. Это и есть система мониторинга. Подобная система существует у нас в колледже.
Разработанная уровневая система мониторинга качества конечных результатов обучения позволяла научно-методическому центру, руководству колледжа и всем преподавателям и студентам своевременно намечать общую стратегию, направленную на коррекцию и развитие отобранных на констатирующем этапе параметров - качеств личности (в том числе коммуникативно-организаторских) и в соответствии с этим строить свою дальнейшую деятельность.
Проведенные исследования показывают, что при внедрении Госстандарта в образовательный процесс проводится всесторонняя работа преподавателей и администрацией по развитию интересов, способностей, возможностей личностей студентов, созданию условий для этого. Студенты, будущие педагоги (мастера п/о), отмечают, что они выступают с докладами, сообщениями, пишут рефераты, активно участвуют в работе выставок, олимпиад, конкурсах, научно-практических студенческих конференций и т.д., выполняют различные поручения. Это способствует развитию коммуникативно организаторских способностей.
Положительной динамике коммуникативно организаторских способностей студентов способствовало, как считают практически большинство опрошенных, организация и проведение всех видов практик, особенно выделяется педагогическая (100% опрошенных отметили ее).
Педагогическим результатом деятельности ОУ выступают позитивные изменения в развитии личности специалиста. Мера этого развития личности студента и выступает как мера качества работы педколлектива колледжа при внедрении Госстандарта в образовательный процесс. Существенную роль в этом сыграла разработанная система мониторинга и ее содержание, позволяющая объективно оценить состояние, уровень того или иного качества личности, результатов обучения на всех этапах мониторинга. Эти результаты позволяли объективно оценить и своевременно внести требуемые коррективы в образовательный процесс.