Развитие коммуникативно-организаторских способностей будущих педагогов через самоуправление

Бабаева Земфира

Руководитель Сидорова Т.И.

Западно-Сибирский государственный колледж

В своем выступлении мне хотелось бы рассказать о необходимости формирования и развития коммуникативно-организаторских способностей, подчеркивая в этом роль мониторинговых исследований.

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю – это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической  деятельности.

Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая ее половина – искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей. При таком подходе мы сразу же вынуждены ставить вопрос – существуют ли специальные педагогические способности? Видные знатоки педагогического труда отвечают на него утвердительно, и выделяют главные группы способностей. Мы признаем важность и актуальность всех этих групп (организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные, исследовательские, научно – познавательные), но в своём выступлении раскроем необходимость развития коммуникативно – организаторских способностей.

Организаторские способности – это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать её. У опытных учителей вырабатывается даже своеобразное чувство времени – умение правильно распределить работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

Коммуникативные способности – это способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Как можно заметить, важность и актуальность этих способностей трудно переоценить.

От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и учащегося, легкость установления контактов преподавателя с учеником  и другими преподавателями, а также функцию эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждение к совместной деятельности.

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования, а само образования образование рассматривается как средство безопасности   комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвитие  личности.

Отсюда – ключевая роль развитых коммуникативных и  организатерских  способностей в профессионально общение, в профессиональной деятельности педагога.

Я – будущий учитель технологий, будущий педагог и мне, как и всем студентам нашего колледжа, в том числе и педагогического направления, необходимо развивать в себе коммуникативно – организаторские способности для будущей успешной профессиональной педагогической деятельности.

Мною было предпринята попытка изучить уровень коммуникативно–             организаторских способностей у студентов нашего колледжа, выявить факторы и условия, способствующие их развитию.

Для этого мною были изучены материалы мониторингового исследования и результаты диагностики, проводимой группой преподавателей нашего колледжа. Кроме того, в этом году, я сама принимала участие в проведении диагностики студентов I курса по изучению коммуникативно – организаторских способностей на начальном этапе обучения.

Следует сказать, что для этого мне пришлось освоить методику проведения психологической диагностики, а также это был мой первый опыт в качестве педагога: необходимо было организовать группу, объяснить ход работы, а также обработать и прокомментировать результаты.

Результаты моего исследования представлены в таблице:

Сводные данные по результатам входной диагностики личностных качеств студентов 1 курса ЗСГК специальности 0308 «Профессиональное обучение»

                     № п/п

              Группа

Коммуникативно-организаторские способности

Коммуникативные способности

Организаторские

способности

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

АМ-031

40%

35%

25%

45%

37%

18%

2

АМ-032

44%

31%

25%

50%

31%

19%

3

АМ-033

39%

39%

22%

39%

22%

39%

4

АМ-034(л)

28%

33%

39%

40%

6%

27%

5

АМ-035(л)

27%

23%

50%

27%

36%

37%

Необходимо сказать, что диагностика - составляющая часть мониторинга.

Понятие “мониторинг” пришло в педагогику из экологии.  В экологии мониторинг-это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.

Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и  прогнозированием ее развития.

Формирование и развитие тех или иных способностей (в том числе и коммуникативно – организаторских) - процесс длительный и сложный, и не всегда приводит к ожидаемому результату. Для того, чтобы правильно оценить и проанализировать причины отклонения от намеченного (нужного) результата необходима система, которая позволяет получать своевременную и объективную информацию о том или ином процессе, оценивать и анализировать ее и при необходимости вносить коррективы. Это и есть система мониторинга. Подобная система существует у нас в колледже.

Разработанная уровневая система мониторинга качества конечных результатов обучения позволяла научно-методическому центру, руководству колледжа и всем преподавателям и студентам своевременно намечать общую стратегию, направленную на коррекцию и развитие отобранных на констатирующем этапе параметров - качеств личности (в том числе коммуникативно-организаторских) и в соответствии с этим строить свою дальнейшую деятельность.

Проведенные исследования показывают, что при внедрении Госстандарта в образовательный процесс проводится всесторонняя работа преподавателей и администрацией по развитию интересов, способностей, возможностей личностей студентов, созданию условий для этого. Студенты, будущие педагоги (мастера п/о), отмечают, что они выступают с докладами, сообщениями, пишут рефераты, активно участвуют в работе выставок, олимпиад, конкурсах, научно-практических студенческих конференций и т.д., выполняют различные поручения. Это способствует развитию коммуникативно – организаторских способностей.

Положительной динамике коммуникативно – организаторских способностей студентов способствовало, как считают практически большинство опрошенных, организация и проведение всех видов практик, особенно выделяется педагогическая (100% опрошенных отметили ее).

Педагогическим результатом деятельности ОУ выступают позитивные изменения в развитии личности специалиста.  Мера этого развития личности студента и выступает как мера качества работы педколлектива колледжа при внедрении Госстандарта в образовательный процесс. Существенную роль в этом сыграла разработанная система мониторинга и ее содержание, позволяющая объективно оценить состояние, уровень того или иного качества личности, результатов обучения на  всех  этапах  мониторинга. Эти результаты позволяли объективно оценить и своевременно внести требуемые коррективы в образовательный процесс.
Hosted by uCoz