Творческий потенциал студента – основа профессиональной самостоятельности

Ивницкая Галина

Руководитель Золотарёва В.А.

Салехардский педагогический колледж народов

Крайнего Севера имени А.М. Зверева

Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида.

При разумной организации общества труд может и должен стать первой потребностью личности, источником полнокровной жизни и счастья. Стимулом к труду станет не внешнее принуждение, в том числе и стремление к заработку, а, прежде всего, глубокая внутренняя потребность в творчестве. В обществе будущего мерилом производимого должна стать степень творчества, степень развития и применения человеческих способностей, знаний. Самоцелью общества станет человек, разностороннее развитие его способностей, свободный труд и творчество, т.е. самоутверждение человеческой личности.

В нынешней социально-экономической ситуации мы определяем творчество как основную составляющую профессионального мастерства, которая является доминантой в успешной трудовой деятельности и значительным фактором карьерного роста. В этой связи творчество становится одним из важных факторов защиты для молодого специалиста на рынке труда, где он не всегда конкурентоспособен – работодателю необходимы профессионалы со стажем работы.

Понятие профессионального мастерства очень широко, его можно представить в виде схемы, из которой видно, что в его основе лежит творчество. Но, если большая часть из составляющих напрямую зависит  от времени их формирования, то творчество, творческие возможности, присущи нам от рождения, их нужно раскрыть и развивать.

Мы будем опираться на определение творчества, как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации, это способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным и профессиональным потребностям. Продукт творческой деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации. Совокупность творческих средств, приемов и возможностей, определяется как творческий потенциал.

Влияние творческого потенциала на рост профессионального мастерства хорошо прослеживается при наложении двух схем «Составляющие педагогического мастерства» и «Составляющие творческого потенциала». Из анализа следует, что накопление творческого потенциала есть цель, стоящая перед каждым студентом в процессе обучения профессии. Безусловно, знание основ профессии, в нашем случае, методологической базы, владение базовыми знаниями в области конкретных дисциплин, составляют основу профессии и дают право вхождения в нее, но без творческого потенциала использование этой базы практически невозможно.

Однако проведенные нами исследования показали, что только 1/3 студентов-выпускников рассматривают творчество как важный фактор своего профессионализма, еще меньшее число студентов видят в творчестве основу профессиональной самостоятельности, являющуюся базой для успешного начала трудовой деятельности и конкурентоспособности на рынке труда.

Что позволяет сделать вывод – процесс обучения профессии должен включать в себя больше возможностей для формирования когнитивных и креативных способностей студентов, в ходе обучения должны моделироваться ситуации, требующие от учащихся нестандартных творческих решений. Системы самообразования и дополнительного образования студентов, научно-исследовательская и досуговая деятельность должны способствовать формированию и осознанному применению на практике этих навыков. Только в этом случае творческий потенциал студента станет основой профессиональной самостоятельности (устойчивости и защищенности) в период начала трудовой деятельности.